VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012239
Тема: Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества
Содержание
Введение
     
     В 2008 году президентом РФ Д. А. Медведевым была подписана «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Концепция имеет следующие пять разделов: 
     1. Развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества.
     2. Принципы, цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. 
     3. Приоритеты государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
     4. Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
     5.  Общественные объединения казачества и казачество за рубежом.
     Реализация государственной политики РФ в отношении российского казачества предусмотренной Концепцией призвана обеспечить дальнейшее развитие и становление казачества, сохранения его самобытность, традиции, культуру всё это направлено на защиту национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.
      В рамках реализации этой Концепции при президенте РФ был создан совет по делам казачества, куда вошли представители всех казачьих структур, министерств и ведомств Российской Федерации. Подобные Советы были созданы в региональных и федеральных округах (в том числе в УрФО и Тюменской области) и других субъектах Российской Федерации. В 2011 году  Тюменской областной думой был принят региональный закон «О развитии российского казачества в Тюменской области».
     Сегодня идёт бурный процесс становления казачества в новых условиях. И чтобы понять суть этого движения, ощутить его дух, необходимо, прежде всего, хорошо знать историю, возрождать культурное наследие казаков, населявших территорию древнего Ямала, Югры, юга Западной Сибири и сохранять историческую память о них.  
     Становление и развитие казачества, насчитывающее более тысячи лет, немыслимо без истории Руси – России. Казачество, безусловно, является неотъемлемой частью русского народа с особенными обычаями, традициями, культурой, но с единой для русского народа Православной Верой, языком, территорией, историей. Многие судьбоносные события российской истории происходили при непосредственном участии казаков. Казачество является уникальным российским явлением. Попытки создать нечто подобное в Персии, Турции, Великом княжестве Литовском закончились неудачей.  
     Возрождающееся казачество  должно знать свою историю. Лучшие умы России всегда связывали возрождение своей страны только с возрождением казачества. Так Александр Куприн писал: «Непоколебимо верую в грядущее обновление Великой России, верю в неразрывную связь казачества с нею».
     В настоящее время существует как минимум, три версии происхождения казачества. В одной  из них утверждается, что казаки ничего общего с русским народом не имеют и в прошлом принадлежали к народам, пришедшим из Азии,а впоследствии обрусевшим, принявшим русский язык и религию. Вторая версия, по мнению В.Б. Антоновича, гласит, «казаки есть не что иное, как остатки сохранившихся древнеславянских общин, которые являются с характером воинственным, вызванным местными обстоятельствами, с новым именем, возникшим из той же военной обстановки»[1, с308]. По третьей версии, свободолюбивые люди, протестуя против всякого угнетения, бежали на свободные, никем не занятые земли . Впоследствии они превратились в «племенные образования, хранившие свои бытовые особенности, а также и своё название – казаки»[6, с73].
     Все эти версии лишь подтверждают сложность формирования любого человеческого сообщества, его неразрывную связь со многими другими факторами и недопустимость упрощённого подхода к оценке любого исторического явления. В том числе и к названию «казак», восходящему к древним героическим временам и употреблявшемуся в былинах и легендах не только в русском, но и языках народов Востока, Средней и Малой Азии.
Актуальность исследования. Тюменскую  область населяют представители 150 этносов и очень важно сохранить межнациональное равновесие и согласие. Это возможно, только изучив полиэтническую характеристику народов, населяющих многонациональную Тюменскую область. Институт гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета с октября 2008 года начал крупномасштабный научно-исследовательский проект: «Казачество в Западной Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура». Исторический вектор  проекта обширен: 16 век и до наших дней. Такой огромный временной пласт требует усилий историков, филологов, археологов и других заинтересованных специалистов. 
     Территориальное поле исследования объединяет  Тюменскую область, ЯНАО  и ХМАО. Точки обследования: Тобольск, Сургут, Берёзово, Салехард (Обдорск). Проект разрабатывается на основе аутентичных историко-архивных  данных и полевых материалов (этнографических, фольклорных и т.д.) и рассчитан на несколько лет путем создания творческих научных коллективов по разным направлениям: истории-этнографии, лингвистике-фольклористике, социологии-политологии. Квинтэссенцией станет энциклопедия «Сибирские казаки: от Ермака до наших дней», где Сибирское Казачье Войско предстанет в лицах, местах, конкретных событиях, зарисовках, иллюстрациях, цифрах. Эта энциклопедия вберет в себя самое важное, что будет наработано в ходе выполнения проекта. Кроме того, по годам реализации проекта планируем подготовить коллективные монографии, в которых найдет отражение реализация конкретного этапа. 
     Отдельно планируется собрать сибирско-казачью лексику, создать и издать словарь казачьих слов и выражений. Этот фронт работ требует также досконального изучения быта казачьих семей, кропотливых полевых исследований. Конечно, такая работа не может быть освоена за один полевой сезон. Например, в Волгограде не один десяток лет идет работа по изучению говора донских казаков. Регулярно проводятся конференции по языковым проблемам казачества, по истории казачества, по культуре. В этом плане Тюменская область представляет собой девственное поле, ждущее своего исследователя. 
     Кроме того, было бы справедливым и включение в план работ создание CD-альбома с фольклорными материалами. Данный альбом будет представлен в двух вариантах: а) собственно казачий фольклор, бытующий в среде (по различным жанрам); б) праздничный казачий фольклор (лауреаты и дипломанты фестиваля «Благовест»). Каждый из вариантов является самостоятельным исследовательским проектом, который преследует разные цели. В первом случае, это сохранение, анализ тех крупиц казачьего фольклора, которые сохранились в самой среде. Во втором случае, это так называемый сценический фольклор, в его вторичной традиции. Сегодня идут споры: а можем ли мы вообще считать фольклором то, что звучит со сцены. Не вдаваясь в особую дискуссию по этому поводу, отмечу, что и тот и другой варианты способствуют закреплению казачьей идентичности в языковом  сознании, распространяют казачью культуру, создавая позитивный образ казака. 
   Вместе с тем оба варианта требуют и научного осмысления, а этозначит, и серьезных научно-исследовательских работ.
      Предлагаемый проект в виду малой разработанности этой темы в региональном научном сообществе ставит своей целью консолидацию усилий ученых гуманитарного профиля в области казачества. Такой подход позволит выявить и закрыть те белые пятна, которые есть в истории, культуре сибирского казачества. Надо отметить, что это первая попытка осмысления роли казачества в синхронии и диахронии на территории Тюменской области. Однако нельзя не отметить, что отдельные разрозненные работы по казачеству были и до осуществления этого проекта.
     Поступательное развитие проекта предполагает исследование истории вопроса. Как правило, достаточно хорошо в литературе представлены и изучены материалы 18-19вв., но судьба казачества в 20-21 вв. – это новый виток в «казачеведении».
     Более того, при разработке нашего исследования, мы опирались на государствеенную программу  « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы ».  Задачами программы яляются:        
1. Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;
2. Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
3. Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);
4. Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;
5. Информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации [сайт ].
Таким образом, данная работа полностью вписывается в Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении  российского казачества и программу о патриотическов воспитании граждан, подписанные Президентом РФ Д.А. Медведевым.
     Проблема исследования. В работе необходимо решить проблему влияния возраждающего казачества на патриотическое воспитание подрастающего поколения  Казанского района.
     Объект исследования. Изучение истории казачества в Тюменской области со времени возникновения и до настоящего времени.
          Предмет исследования. В ВКР была исследована история и возрождение казачества в Казанском районе.
      Цель исследования. Исследовать историю казачества Казанского района: от его возникновения до современного периода. Выявить предпосылки к его возрождению.
     Гипотеза. Исходя из того, что цель нашей работы – исследовать историю казачества и его возрождения в Казанском районе, мы выдвинули предположение, что возрождающее казачество влияет положительным образом на  воспитание чувства патриотизма молодого поколения.
     Задачи исследования. 
1) Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. 
2) Собрать и систематизировать краеведческий материал по истории казачества в Казанском районе.
3) Определить роль казачества в общественной жизни района.
4) Проанализировать формы социальной активности казачьих обществ.
          Методы исследования: При реализации задач исследования мы использовали генетические, социологические и аксиологические методы.                                                    С  помощью  культурологических методов исследования мы изучили литературу и краеведческий материал о казачестве Тюменской области и освоении Казанского района. Проанализировали устав и документы районной организации «Казанское Хуторское Казачье Войско» во главе с атаманом С.Н.Сазоновым, изучили материалы международной научно-практической конференций «Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура)».
           Новизна исследования. Новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследована история казачества в Казанском районе с учетом культурных традиций и исторических корней, раскрыты перспективы культурного и духовно-патриотического  развития  подрастающего поколения.
           Практическая значимость исследования. Материалы данной работы можно использовать в школах на уроках истории и МХК, включать в классные  часы, музейные уроки для учащихся средних и старших классов, в учреждениях культуры для написания творческих проектов, фольклорных праздниках с целью популяризации казачества.
           Аппробация исследования. Материалы исследования были использованы на районной краеведческой конференции «Поиск-2017» и размещены на сайте Казанского районного краеведческого музея им.В.С. Аржиловского на тему « История казачества в Казанском районе (культурные традиции, казачьи праздники, народные промыслы и ремесла)»[приложение 1]. В сборнике научных статей «ХХVII Ершовские чтения» опубликована статья «Возрождение казачества в Казанском районе и его роль в патриотическом воспитании  подрастающего поколения» [приложение 2].
          Структура работы. По структуре работа состоит  из введения, двух глав, заключения и приложения.
Во введении определены цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, разграничены обьект и предмет исследования, охарактеризованы актуальность и новизна исследования, выбраны методы, выявлена практическая значимость ВКР.
В первой главе «История Сибирского казачества»  используя генетический метод исследования, проводится анализ возникновения и развития казачества в Сибири. Говорится о том, что поход Ермака внес вклад в историко-культурное развитие в Сибири, оказал непосредственное влияние на освоение казаками Казанской земли, благодаря возведению новой оборонительной линии. Рассматриваются особенности Сибирского казачества, образование Сибирского линейного казачьего войска, положения, состав, этапы становления. Появляются первые «гарнизонные школы» с целью заполнения недостаток грамотных людей в войсках, открываются казачьи школы, давая краю образованных по тому времени офицеров,толмачей, топографов. Казаки несли народам Сибири знания,новую культуру и православную веру.
Вторая глава «Возрождение казачества в Тюменской области»  посвящена анализу законодательных основ казачества, нормативно-правовой базы, развитию системы стратегических приоритетов, целей и мер на долгосрочную перспективу в отношении российского казачества. Создание казачьих обществ их роль в общественной и культурной жизни области и района, вклад в духовно-нравственное развитие молодого поколения приобщая их к истокам имеющим свою неповторимую интонацию и духовную основу. Краеведческий материал о казачьей семье Горловых, проживающих в Казанском райне, история семьи и их вклад в сохранение казачьей  культуры [ сайт музея].
         Заключение содержит выводы по всей выпускной квалификационной работе.
         Список литературы насчитывает  40 единиц
         Приложение включает в себя программу районной краеведческой конференции « Поиск-2017», статью из сборника научных статей «17 Ершовские чтения», устав Казанского Хуторского Общества, творческий проект «Казачьему роду нет переводу», сценарий «В моем селе - душа казачья», дипломы участника казачьих мероприятий.


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1. История Сибирского казачества

1.1.Поход Ермака в Сибирь
     
     Процесс рождения и становления народов всегда длительный, противоречивый, наполненный героикой и предательствами, великими деяниями и низкими, подлыми поступками. Народы возникают разными путями. У одних – это дело внутреннего развития, у других – под воздействием внешних обстоятельств, у третьих в результате завоеваний. Нередко эти пути смешиваются
     Археологические и исторические памятники говорят о том, что в результате слияния многих племён с местными славянами появились племена казачьих предков. Название «казаки» на Руси было хорошо известно ещё до появления монголов. В числе её богатырей первым назван  «матёрый казак Илья Муромец». Русский историк В.Н. Татищев утверждал, что казаки  существовали ещё со времён Хазарской империи (с середины VII  в.). По всему Приазовью и по Дону в то время звучала  славянская речь. Пращуры казаков, особенно в первый период своей истории, представляли собой полуазиатский и полуевропейский тип населения. Черты европейского характера выражались в том, что они были христианами и имели наклонности к оседлому образу жизни, тяготели к общественному порядку демократического направления. С другой стороны, пращуры казаков обладали и рядом черт, свойственных кочевникам, как-то: ограничением личных  потребностей, простотой, грубыми нравами и воинственностью.[14,с 133]
     В битвах и преодолении опасностей постепенно выковывается единство  славян. Большая часть славянских племён слилась в единый территориальный союз под названием «Русская Земля».
     Подводя итоги эволюции племён предшествующих появлению казачества, «отец русской истории» Н.М.Карамзин сделал знаменательный вывод, что имя казаков «в России древнее Батыева нашествия». По мнению С.М. Соловьёва, «существование казаков, как пограничного воинственного народонаселения, было естественно и необходимо по географическому положению Древней Руси, по открытости границ со всех сторон». В.О.Ключевский называл казаков «историческим продуктом степи» людьми вольными, не признававшими никаких общественных связей вне своего «товарищества», историческим преемником древних русских богатырей, стоявших в степи на заставах богатырских.
     А исследователь северных просторов России конца XIX, начала XX веков И.Завалишин так охарактеризовал в 1909 году Сибирских казаков: «Особенность этого отдалённого края – это Берёзовские и Сургутские казаки. Они вошли теперь в состав поселённого Тобольского казачьего батальона. Как и казаки Пелымской станицы, они потомки завоевателей Сибири, пришедшие с Ермаком с Дону и Яика и ставшие в Берёзове, Сургуте, Тобольске, Таре, Туринске и Пелыме. Они талантливы, ловки, стройны и очень красивы» [ ].
       Формирование сибирского казачества восходит к концу XVI века, когда началось освоение Сибири, военные походы под предводительством казачьего атамана Ермака Тимофеевича. «Золотыми буквами в историю России вписано имя казачьего предводителя Ермака, который предпринял в 1581 году поход в Сибирь. В 1582 году казаки овладели городком Чимги-Тура, расположенным на месте современной Тюмени. На реке Полуй казаки и стрельцы поставили городок Обдорск (нынешний Салехард) [16, с23] 
           Отправной точкой и центром событий становится Зауралье, в том числе и территория нынешней Тюменской области. Краткую историческую справку найдем в статье А.П. Яркова: «За Уралом казаки появились после того, как купцы Строгановы наняли казачью вольницу во главе с атаманом Ермаком для борьбы с набегами сибиряков. Перейдя через Уральские горы, казаки избрали наступательную тактику и 26 октября 1582 г. заняли г. Искер. Походы 1583-84 гг. были для Ермака также успешными, но в ночном бою в устье реки Вагай 5 августа 1585 г. Ермак погиб, а оставшие?ся в живых 90 че?лове?к «ушли на Русь». История сибирского казаче?ства начинае?тся с конца ле?та 1585 г., когда посланный на помощь Ермаку отряд «государе?вых служилых люде?й» остался на зимовку в устье? ре?ки Иртыш и поставил там «городок», названный впосле?дствии Обским. В 1586 г. в Сибирь вновь пришли оставшие?ся в живых «е?рмаковы казаки» и вме?сте? с отрядом Василия Сукина и Ивана Мясного «срубили острог» – Тюме?нь – на ме?сте? пре?жне?й Чимги-Туры. Ядро казаче?ства составляли «государе?вы служилые? люди» и пе?ре?ве?де?нные? из тяглового насе?ле?ния кре?стьяне? и посадские?. В 1587 г. при участии казаков был основан Тобольск, который с 1590 г. стал главным городом Сибири. <…> На те?рритории Сибирской (Тобольской) губе?рнии с 1736 г. находились посе?ле?ния Исе?тского казачье?го войска, созданного из потомков воинов Ермака, освоивших бе?ре?га ре?к Исе?ть, Миасс; Иртышской и Ишимской укре?пле?нных линий» [17,с67].По историче?ским данным вступле?ние? казаков в Тюме?нь произошло в мае? ме?сяце? 1582 года, строите?льство острога в Тюме?ни закончилось 29 июня 1586 года.
Строите?льство острогов в се?ве?рном Зауралье? осуще?ствлялось в сле?дующие? годы:
Обдорск (Сале?хард) - 1595 год
Тобольск - 1587 год
Мангазе?я (Тазовск)- 1601 год
Сургут - 1594 год
Казаками зе?мли Се?ве?рного Зауралья осваивались 14 ле?т. Освое?ние? зе?ме?ль Южного Зауралья происходило в сле?дующие? годы: 
Вступле?ние? казаков в Тюме?нь - 1582 год 
Строите?льство острогов и слобод: Исе?тского - 1650 г. 
Ялуторовского - 1680 г. 
Абатского - 1680 г. 
Коркинский (г. Ишим)- 1680г.
           К 1911 г. в Сибири проживало 675 тысяч че?лове?к, относимых к казачье?му сословию. Сибирские? казаки являлись этносословной группой в составе? русского этноса, формирование? которой связывают с начальным пе?риодом русского освое?ния Сибири и походами атамана Ермака (1580-е? гг.). Спе?цифиче?ские? функции и образ жизни вое?нно-служилого насе?ле?ния способствовали не?которой обособле?нности и привиле?гированности казаков. Важным для казаков являлись пре?дставле?ния о личной свободе? и не?зависимости, понятия че?сти и пре?данности воинскому долгу. Поскольку казаки проживали в пограничных те?рриториях, у них широко распростране?но было двуязычие?. Сре?ди сибирских казаков наиболе?е? распростране?нным являлся казахский язык. Иде?нтичными были даже? сами названия - «казаки». Сибирское? казачье? войско было ликвидировано в де?кабре? 1919 г. приказом Сибирского ре?волюционного комите?та. После? гражданской войны, в проце?ссах расказачивания и раскулачивания многие? из сибирских казаков были ре?пре?ссированы, а их де?ти и внуки вплоть до 1990-х гг. боялись признать се?бя потомками казачье?го рода.
     Историография сибирского казаче?ства выявляе?т пробле?мы и пе?рспе?ктивы е?го изуче?ния, особе?нно в субъе?ктах РФ историче?ски входивших в Сибирское? казачье? войско. В пе?рвую оче?ре?дь Тюме?нскую область с входящими в не?ё автономными округами – ХМАО и ЯНАО. [13,с 129]
Ключе?вые? моме?нты изуче?ния сибирского казаче?ства, как в личностных
    обстояте?льствах так и  на все?х этапах е?го становле?ния и развития, как во вре?ме?нном ве?кторе?, так и в те?рриториальном. 
Во вре?ме?ни они разбиты на три этапа: 
1) 1581 год и до 1917 года. (От похода Ермака до сове?тского пе?риода; соотве?тстве?нно и историография включе?на доре?волюционная). 
2) 1917 по 1991 гг. (Это сове?тский пе?риод, с сове?тской историографие?й);
3) 1991 по настояще?е? вре?мя (Пе?риод распада СССР, пе?ре?хода РФ к новой экономиче?ской формации, возрожде?ния казаче?ства). 
Те?рриториальное? поле? иссле?дования локализуе?тся в границах Тюме?нской области с входящими в не?ё автономными округами. И этому е?сть  научное? объясне?ние? и обоснования:
 Сюда пришёл Ермак Тимофе?е?вич со свое?й дружиной, зде?сь он и нашёл ве?чную славу и народное? почитание?. И благодаря освое?нию Сибири ,  Ермаком Тимофе?е?виче?м со свое?ю дружиною,  на Казанской зе?мле? казаки появились в 1752г., для возве??де??нию новой обороните??льной линии , так и названной – Новая. Для строите??льства Пе??тропавловской кре??пости, других кре??посте??й и ре??дутов Новой линии обороните??льных укре??пле??ний, в ле??состе??пной зоне?? ме??ждуре??чья Иртыша – Ишима – Тобола, привле??кались кре??стьяне?? и казаки Ишимского, Тобольского,  Ялуторовского дискритов. (Из каждых де??сяти  се??ме??й на строите??льство назначался один че??лове??к). В се??натском указе?? от 26 марта 1752г. о строите??льстве?? новых укре??пле??ний поставле??на задача принять ме??ры «для умноже??ния в те??х кре??постях и ре??дутах люде??й». Там же?? дан отве??т на вопрос, «как и ке??м засе??лять»: се??лить только «охотников из тамошних обывате??ле??й, а также?? и отставных арме??йских гарнизонных люде??й, солдат и казаков…» [8, с20]
Тюме?нский край стал плацдармом для продвиже?ния казаков на се?ве?ро-восток. Сле?довате?льно, зде?сь зарождалось будуще?е? Сибирское? казачье? войско. Име?нно зде?сь шла свое?образная обкатка взаимоотноше?ния казаков и ме?стного насе?ле?ния. Собстве?нно на те?рритории края казаки проявили се?бя многонациональной культупно-этниче?ской общностью. Зде?сь формировались пе?рвые?  инородче?ские?, в том числе? и мусульманские? казачьи подразде?ле?ния.






















1.2. Особе?нности Сибирского казаче?ства
     
Сибирское? и Уральское? казаче?ство име?ют общую родословную т.к отправной точкой и це?нтром событий становится Зауралье?, в т.н. вотчинах Строгановых куда входила и те?рритория ныне?шне?й Тюме?нской области. В дальне?йше?м их пути разошлись. Яицкие? казаки долгое? вре?мя оставались вольными, а сибирские? оказались зачисле?нными на государе?ву службу[7,с72]. Уже? в XVII ве?ке? зарождае?тся историография сибирского казаче?ства. О пе?рвых походах казаков за Каме?нный пояс пове?ствуют сибирские? ле?тописи, в частности Ре?ме?зовская, составле?нная сибиряком в тре?тье?м поколе?нии Се?ме?ном Ульяновиче?м Ре?ме?зовым (1642 – после? 1720) – талантливым картографом, историком, этнографом [5,с135]. Он пе?ре?работал обнаруже?нную в городе? Кунгуре? ле?топись («Ле?топись Сибирская краткая (Кунгурская)»), она дополнила е?го историче?ское? сочине?ние? – «Историю Сибирскую»; труд одного из пе?рвых сибирских историков се?йчас называе?тся Ре?ме?зовской ле?тописью (1697-1710). В ле?тописи пове?ствуе?тся о походах «е?рмаковских казаков» за Урал, о начальном пе?риоде? присое?дине?ния Сибири к Российского государству. Пове?ствование? пре?дставляе?т собой «сплав традиций ле?тописного жанра, воинской пове?сти, житийной лите?ратуры, вобравший в се?бя многочисле?нные? фольклорные? сюже?ты» [5,с 139].
     Для нас не?маловаже?н тот факт, что С.У. Ре?ме?зов родом из «служилых люде?й». «Государе?ву службу», подче?ркивае?т В.И. Бе?лич, Се?ме?н Ре?ме?зов «начал в 1668 г. казаком, зачисле?нным под начало отца,стре?ле?цкого сотника Ульяна Моисе?е?вича Ре?ме?зова,для устройства слобод и паше?н в Ишимском остроге? Тарского уе?зда» [3, с. 409]. Выходит, что казачий быт С.У. Ре?ме?зов знал не? понаслышке?, е?го можно отне?сти к казачье?й элите? того вре?ме?ни. поэтому казаки – главные? де?йствующие? лица е?го историко-поэтиче?ского пове?ствования.
     
     Приве?де?м два фрагме?нта Ре?ме?зовской ле?тописи, где? фигурируют казаки. Пе?рвый фрагме?нт мы условно назвали «И приплыли к Устью Турбы…»:
     «И приплыли к устью Турбы к концу Долгого Яра в 26 де?нь июля на восходе? солнца. И увиде?ли бе?счисле?нные? басурманские? силы, ожидающие? прихода Ермака. Казаки же? пе?ре?пугались и причалили к острову выше? Яра, де?ржали сове?т [и] просите?льную молитву возне?сли Святой Троице?, Пре?святой Богородице? и все?м святым.
     И по явле?нию Спасите?ля, когда Ермак и казаки увиде?ли, что знамя с Его образом, почитае?мое? казаками, само собой [снялось] с ме?ста и двинулось впе?рёд вдоль ле?вого бе?ре?га Тобола ре?ки вниз [по те?че?нию], то все? одновре?ме?нно за ним погре?бли вдоль того бе?ре?га. Не?че?стивые? же? выпустили бе?счисле?нные? стре?лы дождём с горы на струги. Но Богом хранимы [казаки] это ме?сто прошли так, что и волоса не? сронили. Когда же? прошли, знамя само на своё ме?сто встало» [12, с. 153].
     Оче?видно, что С.У. Ре?ме?зов опирался не? только на пре?дше?ствующие? ле?тописи, но и на пре?дания казаков, ме?стного насе?ле?ния, то е?сть на устные? рассказы о прошлом, пре?имуще?стве?нно историче?ском. В пре?даниях рассказывае?тся об истории края, обще?национальных событиях, историче?ских де?яте?лях. Назначе?ние? жанра – сохранять память о прошлом, что мотивируе?т установку на историче?скую достове?рность. Вымысе?л в пре?дании опирае?тся на историче?ские? факты, выте?кающе?е? из не?го обобще?ние? (или мысль, поэтиче?ская иде?я) не? противоре?чит историче?ской правде?.
     Ле?том 1581 года дружина Ермака пе?ре?двигалась по ре?ке? Тоболу к столице? Сибирского ханства. В устье? ре?ки Турбы войско хана Кучума устроило казакам засаду. Пре?дание?, основой которому послужили, видимо, изустные? рассказы е?рмаковских казаков, объясняе?т спасе?ние? казаков све?ршившимся чудом (знамя, как Божье? провиде?ние?, указывало им бе?зопасный путь по ре?ке?), хотя иссле?довате?ли пре?дполагают, что Ермак приме?нил тогда «хитрый» вое?нный мане?вр, который и позволил е?му избе?жать пораже?ния.
     Сибирский хронист развивае?т ре?лигиозное? обоснование? де?йствий Ермака, е?го дружины: «Но Богом хранимы [казаки] это ме?сто прошли так, что и волоса не? сронили». Ре?ме?зов показывае?т казаков как бы «изнутри» их сообще?ства. Он не? стре?мится изобразить казаков былинными богатырями, эпиче?скими ге?роями (казачий фольклор богат образами ге?роиче?ского эпоса). Под е?го пе?ром е?рмаковские? казаки – сме?лые? вое?нные? люди (они сове?ршают подвиги, как говорили тогда, «не? щадя живота свое?го»), но они и обычные? люди, которым изве?сте?н страх: «Казаки же? пе?ре?пугались и причалили к острову выше? Яра, де?ржали сове?т [и] просите?льную молитву возне?сли Святой Троице?, Пре?святой Богородице? и все?м святым».
     Такими же? казаки пре?дстают и во втором фрагме?нте? с фольклорным началом, они испытывают страх пе?ре?д многочисле?нным ме?стным войском, но вме?сте? с те?м де?йствуют тактиче?ски грамотно, проявляя сме?лость и сме?калку, вое?нное? масте?рство (ле?тописный фрагме?нт мы назвали «Прине?сли с собой Бе?лгородского идола…»):
     «На второй год после? сме?рти [Ермака] посланы вое?воды из Москвы Иван Мансуров с товарищами, с ним сто че?лове?к ратников. Когда плыли по Иртышу, то виде?ли на Иртышском бе?ре?гу, как пе?ска, враже?ского войска, ожидающе?го [моме?нта] для нападе?ния, по доне?се?нию знавше?го, что послан [из Руси] малый отряд. И испугавшись, [русские?] проплыли, гонимые? страхом, вплоть до Оби ре?ки. Увиде?в же? ле?достав, поставили кре?пость на Обью против устья ре?ки [Иртыша] и се?ли зимовать.
     Собрались с Иртыша и с Оби множе?ство остяков и окружили кре?пость, и де?нь сражались, только к ве?че?ру не?чистивые? отступили. Утром же? прине?сли с собой Бе?логорского идола и поставили е?го под бе?рёзу. И молились, и же?ртвы приносили, чтобы взять кре?пость. И во вре?мя же?ртвоприноше?ния [казаки] прице?льно выстре?лили из пушки и идола их вме?сте? с де?ре?вом разбили на многие? части. Не?чистивые? оче?нь испугались, не? зная, [что это было,] думая, что из лука че?лове?к разбил, и все? разошлись восвояси. И потом ясак прине?сли; а к ве?сне? [русские?] прошли че?ре?з Каме?нь» [12, с. 209].
     В 1585 году Разрядным приказом во главе? отряда стре?льцов и казаков для помощи Ермаку поставле?н полковой вое?вода Иван Але?ксе?е?вич Мансуров, по прибытии за Каме?нь сме?нивший Ермака на посту вое?воды Сибири. В е?го задачи на посту сибирского вое?воды входило обложе?ние? ясаком (данью) коре?нных народов края, строите?льство кре?посте?й. Обский городок поставили на Оби близ устья Иртыша, в це?нтре? Бе?логорского княже?ства, те?рритории приобских пле?ме?н, пре?дпринявших штурм кре?пости. Пре?дание? гласит, что ме?ткий выстре?л, разбивший идола (фе?тишизированное? боже?ство) остяков, приве?л их в повинове?ние?: потрясе?нные? случившимся, они (язычники, поэтому названы «не?чистивыми») сами прине?сли ясак, то е?сть согласились быть московскими даньщиками.
     После? «Ермаковского взятья» Сибири продолжилось движе?ние? казаков на се?ве?ро-восток, в ре?зультате? огромные? те?рритории были присое?дине?ны к Российскому государству. В своё вре?мя Бисмарк заявлял: «Россия – это государство разме?ром с Московскую обл., которое? в ре?зультате? справе?дливых освободите?льных войн распространилось от Атлантике? до Тихого оке?ана» [3,с426]. Ве?рно, пле?ме?на были покоре?ны на огромной те?рритории, где? насе?ле?ние? было 1 че?лове?к на  5000 кв. км. Но е?сли бы их не? присое?динили бы к России, они бы выме?рли.
           «Просуще?ствовавший 70 ле?т возле? Полярного круга торгово-казачий городок Мангазе?я стал отправной точкой продвиже?ния казаков на восток от ре?ки Енисе?й. В те?че?ние? ХVII в. экспе?диции тобольских, бе?ре?зовских, мангазе?йских казаков под командование?м Че?ркаса Рукина, Андре?я Рукина, Самсона Навацкого, Воина Шахова, Ивана Ре?брова основали Енисе?йский, Красноярский, Якутский, Илимский остроги, открыли «Юкагирскую зе?млю» и дошли до Тихого оке?ана» [15,с . 524]. 
Изначально обязанностью сибирских казаков была охрана границы юго-западной Сибири от набе?гов калмыков (образовавших тогда так                                           называе?мое? Джунгарское? царство) и «Киргиз-кайсацкой орды».              В XVIII в. правите?льство приступило к пре?образованию казаче?ства в замкнутое? сословие?, главной обязанностью которого являлось не?се?ние? вое?нной службы в обще?й систе?ме? вооруже?нных сил Российской импе?рии, в пе?рвую оче?ре?дь по охране? границ. Не?обходимость охраны расширяющихся границ государства толкала правите?льство на не?пре?рывное? уве?личе?ние? числе?нности казаков и в пе?рвую оче?ре?дь по южной границе? Западной Сибири. В казаче?ство обращались почти исключите?льно принудите?льными ме?рами. В те?че?ние? все?го XVIII в. в войсковое? сословие? поступали государстве?нные? кре?стьяне? (под име?не?м выписных казаков), отставные? солдаты, посе?ле?нцы из ссыльных, а также? пле?нные? (поляки, шве?ды и пр.), выходцы из коче?вников – казахи, калмыки. Числе?нность сибирских казаков в то вре?мя составляла 24 сотни (име?е?тся в виду сотня как структурная е?диница войска).
      Указом 1808 года было образовано Сибирское? лине?йное? казачье? войско. Лине?йные? казаки отбывали вое?нную и зе?мскую повинности. Сибирское? лине?йное? казачье? войско было обраще?но в замкнутое? сословие? с воспре?ще?ние?м выхода из не?го. Казаки должны были состоять на постоянной службе? в составе? своих полков, че?ре?дуясь друг с другом для выполне?ния де?йствите?льной службы на обороните?льной линии. В пе?рвой половине? XIX ве?ка сословно-правовой статус лине?йных казаков ре?гулировался «Положе?ние?м о казачьих войсках», где? указывалась спе?цифика ре?гиональных казачьих формирований. После? 20 ле?т службы на пе?ре?довой казака пе?ре?водили в войсковое? хозяйстве?нное? подразде?ле?ние?, в ве?домстве? которого находились коже?ве?нный завод, ме?льница, рыболовные? угодья, суконная фабрика, ямская гоньба, обслуживание? почтовых трактов. В XIX ве?ке? в городах Бе?рёзов и Сургут под командование?м сотника располагались по 100 казаков. В се?ре?дине? XIX ве?ка в Тобольской губе?рнии было учте?но 27 283 лине?йных казаков, входящих в состав Тобольского городского казачье?го полка. В 1860 году Сибирское? лине?йное? казачье? войско было пе?ре?име?новано в Сибирское? казачье? войско.
    В 1808 г. правите?льством было разработано пе?рвое? «Положе?ние? и штаты Сибирского лине?йного казачье?го войска», согласно которому Сибирскому казаче?ству были даны особое? управле?ние? и сословные? права. Войско обязано было соде?ржать 6 000 казаков с собстве?нным вооруже?ние?м, обмундирование?м, снаряже?ние?м и лошадьми. За службу казаки получали скудное? жалование? и провиант. 
     Сле?дующе?е? «Положе?ние? о Сибирском лине?йном казачье?м войске?» (1846 г.) устанавливало 30-ле?тний срок службы казаков с 19 ле?т (2 года приготовите?льной службы, 12 ле?т строе?вой службы, 8 ле?т в льготных войсках и 5 ле?т в запасе?), вводило ограниче?ния при поступле?нии в казаки, при этом был запре?ще?н выход из казаче?ства.
     В 1861 г. было утве?ржде?но новое? «Положе?ние? о Сибирском казачье?м войске?», согласно которому оно стало называться не? лине?йным, а «сибирским». Все? казаки были объе?дине?ны в одно войско с общим для все?х войсковым наказным атаманом. Эта ре?форма значите?льно уве?личила разме?р сибирского казачье?го войска и уравняла служе?бные? повинности сибирских казаков с повинностя.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44